40-е годы
В сентябре 1939 года был открыт Дворец пионеров и школьников в г. Новороссийске. До 1985г. он размещался в первом административном здании Новороссийска по ул. Советов, д. 40.
Назначением нового учреждения для детей была:
1) массовая политико-воспитательная работа;
2) работа с активом и талантливыми детьми, удовлетворение их интересов в различных областях науки, техники, искусства и др.;
3) методическое руководство в организации самодеятельной работы с детьми.
С тех пор и по сегодняшний день Дворец выполняет эту предписанную ему миссию, изменяясь и развиваясь вместе со страной и соответственно требованиям времени.
Новороссийский городской Дворец пионеров и школьников – «…первая из лабораторий, которые создаются в советской стране для воспитания нового человека, культурного гражданина…». В этот период активно развивается методическая работа, «чтобы на опыте Дворца пионеров могли учиться многочисленные районные школы, кадры для Дворца пионеров…». В учебной работе акцент был сделан на технические и художественные кружки, развитие творческих способностей детей.Работа велась в нескольких кружках: авиамодельный, судомодельный, столярный, краеведческий, морского водолазного дела, изостудия, спортивная секция, кукольный театр.Создана первая в стране лаборатория юных ракетчиков, ставшая основой ракетного авиамоделирования, молодым руководителем которой стал Глеб Терещенко.
Во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено и разграблено.
После освобождения города, в 1944 году на заседании исполкома городского Совета депутатов трудящихся принято решение о восстановлении Дворца пионеров и присвоении имя и названия «Дворец пионеров и школьников имени Героя Советского Союза Н.И. Сипягина».
В 1945 году здание было полностью восстановлено.
послевоенные годы
Новороссийский городской Дворец пионеров и школьников становится одним из ведущих внешкольных учреждений страны, успешно сочетавшим воспитательную работу и образование, решавшим проблему свободного времени детей, обучая пионерский актив и занимаясь подготовкой педагогических кадров, в первую очередь, вожатых пионерских отрядов и дружин. В эти годы педагогический коллектив Дворца пионеров был инициатором многих новых городских форм работы, которые впоследствии получили распространение: методические конференции старших пионервожатых школ, праздники игры и игрушки, комнаты и клубы интернациональной дружбы, клубы юных историков-следопытов, ансамбли песни и пляски… Немного позже, через 2-3 года было уже более 30 кружков, секций, клубов по интересам, организована работа в 3-х отдела:
• политико–массовом,
• художественном,
• технического творчества.
В учебной работе главными задачами являлись:
• развитие и формирование у детей устойчивых и углубленных интересов различным областям науки, техники, литературы, искусства;
• развитие творческих наклонностей и способностей.
Известность и авторитет Дворца пионеров росли, число желающих заниматься в его кружках и студиях увеличивалось, появлялись новые направления в учебной и политико-массовой работе с детьми. Необходимы были новые условия для дальнейшего развития учреждения.